• Главная

Эссе «Я – учитель»

Преподаватель русского языка и литературы Пискарева Диана Владимировна

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а  хороший учитель – в мыслях и поступках людей. Я – учитель! Что руководило мною при выборе этой благородной профессии? Мысли остаться в памяти учеников у меня тогда не возникало, а вот образцы настоящих учителей были, таких учителей, о которых запоминаешь на всю жизнь и пытаешься подражать им во всем:  во внешнем облике,  в чертах характера и, самое главное, в отношениях к детям.

Поступая в Семипалатинское педагогическое училище, я хотела быть похожей на первую учительницу, которую считала самым умным человеком на всем белом свете. Она пользовалась беспрекословным авторитетом у сорока пяти маленьких учеников нашего класса. Это были детские светлые воспоминания об учителе. Но настоящим примером великого педагога стала для меня Ирина Ивановна, преподаватель методики русского языка и классная дама  в педагогическом училище. Умная, красивая, всегда элегантно одетая, чуткая и внимательная, она относилась к своим воспитанницам с такой заботой, что нам, находящимся за сотни километров от родного дома, всегда хотелось общаться с ней и получать то душевное тепло, которого так недоставало в чужом городе. Помню случай, когда мои родители получили письмо от Ирины Ивановны:  она благодарила их за воспитание дочери, сообщила, что по результатам успеваемости я могу окончить педагогическое  училище с красным дипломом, и просила их морально поддержать и положительно мотивировать меня. Письмо до сих пор хранится в доме  родителей, а облик Ирины Ивановны и ее уроки мудрости навсегда остались в моей памяти. Это был действительно образец педагога, который своим примером учил быть не просто школьным учителем, а настоящим профессионалом, мастером своего дела.

Начав педагогическую деятельность, я поняла, что образование и воспитание  детей – сложный и многогранный процесс, требующий внимательного и терпеливого подхода. Педагогический труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего благородные цветы: это растение любит яркий солнечный свет, то – прохладную теневую сторону; одно предпочитает слышать легкий  плеск речных волн, другое – ощущать песчаные земли жаркой пустыни. Каждому растению  нужен особый уход, иначе оно не достигнет совершенства. Такого же внимательного, бережного и индивидуального отношения к себе требует и личность ребенка. Как говорят японцы: «Красота цветка – в одном цветке».  Главная задача учителя - вырастить в каждом юном человеке «уникальный цветок» - красивую, самодостаточную, благородную личность. Если  ученик -  цветок, кто же тогда педагог?  Разнотравье! Сплетение сотен разнообразных и веселых луговых цветов. Деятельность учителя с полным правом можно назвать разнотравьем педагогического искусства. Что я включаю в это сложное определение?

Пискарева Диана Владимировна и ее ученики

Во-первых, настоящий педагог должен иметь способность и желание к саморазвитию и совершенствованию. Как  изменения  окружающего  мира требуют постоянного обновления мастерства учителя, так и на цветистых полевых лугах происходит вечное обновление пахучих трав.

Во-вторых, учитель должен пребывать в постоянном творческом поиске. Творческий и талантливый педагог сможет открыть радость знаний на уроках любования, на уроках постижения красоты и разнообразия мира, таким же образом постигаем мы земную красоту, любуясь лютиком и луговой геранью, мелиссой и васильком. 

Пискарева Диана Владимировна и ее ученики

В-третьих, как говорил А.Сент-Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Надо стараться видеть себя в детях, учиться принимать их как повторение своего детства, ведь учитель вторгается во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Когда мы любуемся и вдыхаем аромат летнего цветистого луга, то не пытаемся разбираться, где юный бутон, а где зрелый цветок, нас удивляет и радует гармония и совершенство всего полевого пространства.

Ну и самое важное, на мой взгляд, качество настоящего педагога - духовная культура. « Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура» Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее»,- писал Д.С.Лихачев в «Письмах о добром». Только счастливый педагог может сделать счастливыми своих воспитанников. Почему мы получаем истинное удовольствие от любования полевыми цветами?  Природное назначение полевых цветов - дарить красоту, радость и любовь всему земному. Мое назначение педагога – дарить любовь, знания и радость детям. Перефразируя слова известного поэта Б.Окуджавы, в заключение хочу добавить: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое мое воинство!»

@Mail.ru